1. Раздражение предполагает последовательное, неоднократное третирование ребенка, которое превращается в привычку, и которое постепенно способствует возникновению в нем глубокого, сердечного гнева и негодования, что проявляется внешним образом в его враждебном отношении. Мы иногда осуществляем такой сильный надзор, что он является оскорблением для наших детей. Держать ребенка слишком долго на коротком поводке — значит не доверять ему или не доверять своим методам воспитания. Лучше больше доверять, нежели слишком много контролировать.

Такое отношение к детям обычно не направлено на раздражение их. Считается, что оно предназначено способствовать правильному воспитанию. Однако именно чрезмерная опека детей, даже из самых лучших побуждений, является самой типичной причиной, которая вызывает раздражение в детях. Родители, которые подавляют волю детей и ставят чрезмерно строгие запреты, на самом деле попросту не доверяют своим детям. Отказывая детям в возможности принимать самостоятельные решения или высказывать собственные суждения, родители тем самым воздвигают барьер между собой и детьми, пребывая в иллюзии, что делают все правильно. Детям необходимо руководство и некоторые ограничения, но они отличаются индивидуальностью, имеют свои права, и должны учиться принимать собственные решения, соответственно их возрасту или уровню зрелости. Их волю можно направлять, но никак не контролировать.

2. Другая причина, вызывающая в детях раздражение — это фаворитизм. У Исаака был любимчиком Исав, а Ревекка предпочитала Исаву Иакова и любила его больше. Этот авторитет и конфликтующий фаворитизм не только вызвал большие неприятности в семье, но и отразился в конфликте, продолжающемся между потомками Иакова и Исава до наших дней.

Когда родители сравнивают своих детей друг с другом, особенно в их присутствии, то это может принести душевное огорчение ребенку, который менее способен и менее любим. Он будет все больше склоняться к тому, чтобы выражать свое раздражение, обиду и горечь. Он будет отдаляться от семьи и замыкаться в себе. Фаворитизм родителей обычно ведет к возникновению фаворитизма в среде самих детей, которые берут пример со своих родителей. Они будут предпочитать одного брата или сестру другим братьям или сестрам, а также, предпочитать мать отцу и наоборот.

3. В-третьих, родители раздражают своих детей, оказывая на них давление, чтобы они стремились к достижениям, выходящие за границы их возможностей. Осуществляя давление на ребенка можно не только не добиться желаемых результатов, но и наоборот — оказать губительное воздействие. Дети очень быстро осознают, что ничем не могут угодить родителям. Как только они добиваются одной цели, их понуждают брать новые, практически недостижимые высоты. Гордость, которую родители хотят испытывать за успехи детей в тех отраслях, которые детям не нравятся — это опасная, безответственная вещь.

Однажды, я посетил молодую женщину, содержащуюся в особом заведении, которая находилась в состоянии кататонического шока. Она была христианкой и воспитывалась в христианской семье, но мать непрерывно побуждала ее добиваться популярности, быть самой красивой и удачливой девочкой в школе. Она постепенно поднималась вверх, делая карьеру, пока, наконец, не стала манекенщицей. Но давление со стороны матери не только не ослабло, но даже усилилось — настолько, что привело к умственному расстройству. Выписавшись из больницы, она опять попала в ту же напряженную обстановку. Не в силах ее больше выносить, она предприняла попытку покончить с собой. Выражая свое чувство безысходности, она однажды сказала мне: «Что бы я не делала, это никогда не удовлетворяет мою мать».

4. В-четвертых, детей весьма раздражает, когда им постоянно делают замечания негативного характера. Тот ребенок, которого никогда не хвалят и не прощают, скорее всего попадет в беду. Если вы всегда подчеркиваете его отрицательные стороны и никогда не упоминаете о положительных, то он рано или поздно придет к убеждению, что вообще не способен ни к какому доброму делу. А поэтому, ему незачем даже стараться. Родители могут всегда найти что-либо в ребенке, что у него хорошо получается, и им следует высказать свою высокую оценку и признательность за это. Ребенок нуждается в одобрении и поощрении в добрых делах не меньше, чем в исправлении негодных наклонностей.

Бенджамин Уэст любил рассказывать, как он стал художником. Однажды его мать вышла из дому, оставив его присматривать за младшей сестренкой Сэлли. Он нашел несколько пузырьков туши и начал рисовать ее портрет. При этом он везде насадил много клякс. Когда мать вернулась и увидела все это, она ничего не сказала. Она подняла лист бумаги и увидела рисунок. «Смотри, — сказала она, — это Сэлли!» и поцеловала его. И Бенджамин Уэст не раз говорил: «Поцелуй матери сделал из меня художника». Похвала сделала больше, чем упреки. Одна женщина и в глубокой старости любила повторять: «Никогда не запугивай детей».

5. В-пятых, раздражение имеет место, когда родители не желают проявить жертвенность ради детей, вызывая в них чувство ненужности. Дети, которым дают понять, что они мешают родителям, и являются препятствием в их жизни, не могут не проявлять раздражительности. Для таких детей сами родители превращаются в помеху, препятствующую их планам и счастливой жизни.

6. В-шестых, раздражение происходит по причине того, что родители не дают детям расти естественным образом. Постоянное ворчание на них, что они ведут себя по-ребячески, даже когда их поведение вполне нормально и безобидно, не способствует их взрослению, но, напротив, утверждает их в ребяческом состоянии.

7. В-седьмых, детей раздражает, когда родители используют любовь, как средство вознаграждения или наказания. Ее дарят только когда ребенок ведет себя хорошо, и лишают любви при плохом поведении. Часто это происходит неосознанным образом, но ребенок подмечает и чувствует, что его любят меньше, когда он непослушен. Бог любит нас не такой любовью; и не в Его воле, чтобы мы имели такую неправильную любовь к своим детям. Бог являет Свою любовь к нам и когда мы послушны, и когда заслуживаем наказания. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Когда ваш ребенок заслужил наказание, очень легко впасть в гнев и наказать его с недобрым сердцем. Но очень важно оставаться любящим родителем даже тогда, когда вы вынуждены наказывать своего ребенка.

8. В-восьмых, дети впадают в раздражение в ответ на ругань и физическую расправу. В наши дни число истязаемых детей растет, и это настоящая трагедия. Даже родители-христиане, особенно отцы, впадают в крайность и задают детям порку больше, чем этого требует необходимость. Физическое наказание не должно служить способом установить высший авторит. Его цель — исправить поведение ребенка в духе строгости и любви. Родители могут с легкостью поразить ребенка словами так же, как и физическим воздействием. Унизить его превосходящими аргументами или сарказмом — значит нанести ему серьезный вред и вызвать его гнев и раздражение. Довольно примечательно, что мы иногда высказываем своим детям то, что даже и не подумали бы высказать кому-либо иному из-за боязни повредить своей репутации! Один отец-христианин признался в следующем: «В моей семье все дети выросли и разлетелись кто куда. Но, если бы мне пришлось начинать семейную жизнь заново, то вот что бы я сделал. Я бы проявил большую любовь к своей жене, чтобы это видели дети. Я бы больше шутил со своими детьми над нашими ошибками и нашими радостями. Я бы больше их слушал, даже самого малюсенького ребенка. Я был бы более искренен по поводу своих слабостей, не притворяясь, что я являюсь образцом совершенства. Я бы по-другому молился за свою семью — вместо того, чтобы молиться за всех членов семьи, я бы обращал больше внимания на себя. Я бы больше занимался с ними. Я бы больше их подбадривал и поощрял. Я бы больше обращал внимание на подробности, такие как дела и слова, наводящие на размышление. И в конечном итоге, если бы мне пришлось пройти этот путь заново, то я бы больше говорил о Боге, каждый день делясь со своей семьей познанием о Боге, чтобы направлять их к Нему».

Отцы и матери, не раздражайте детей, но будьте милостивы!

Благословений!

Андрей Иванов