«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном» (Евр. 6:1-2). Как видите, учение о вечном суде является начатком или основой всего учения Иисуса Христа. Другими словами, с самого начала христианской жизни нам необходимо усвоить эту истину.

Иисус Христос и все апостолы проповедовали об этом. «Но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам» (Лук. 10:14). «И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:25). Суд ждет каждого без исключения человека. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Никто не сможет избежать суда. «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1:17).

Давайте рассмотрим несколько важных истин о суде:

1. Судьей является Бог. «…Судия всей земли поступит ли неправосудно» (Быт.18:25). Заметьте, как назван Бог – «Судьей всей земли». Только Богу принадлежит прерогатива судить. «Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас» (Ис. 33:22).

2. Бог не желает судить. Проявление гнева и суда чуждо самой Его природе. Хотя Бог является судьей, Его истинное желание – проявлять благость и милость, а не гнев, однако неблагодарное и греховное поведение человека вынуждает Бога являть справедливый суд. Например, любящим родителям неприятно наказывать своих детей, однако их непослушание повлечет за собой наказание. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3:17). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Эти стихи говорят о том, что Господь радуется и торжествует, спасая и проявляя милость, а не гнев и суд.

3. Суд назван вечным, т.е. это тот суд, который ожидает каждого человека в вечности после того, как время и вся история упразднятся. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). После смерти всех ждет суд, где каждый ответит за свои дела.

4. Стандартом суда является Слово Божье. «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан.12:47,48). Именно Слово Божье является неизменным стандартом и авторитетом, перед которым не устоит ни один человек в день суда. Слово Божье – это кодекс поведения, которого Бог ожидает от нас.

5. Суд является праведным и нелицеприятным. «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32), «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11); «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1:17). Бог нелицеприятен. Его нельзя подкупить. Этот принцип в Писании повторяется чаще, чем другие. Те, кто судит дела людей, должны следовать этому принципу.

6. На суде каждый ответит сам за себя. «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). В тот день человек не сможет переложить свою вину на другого. Каждый из нас несет ответственность перед Богом за свое моральное состояние, поведение и характер. То духовное состояние, в котором человек умрет, определит его судьбу в вечности. Каждая душа ответит только за себя.

7. Христиане будут судимы первыми. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:17,18). Суд начнется с Дома Божьего. Христиане противопоставляются тем, кто непокорен Евангелию Христа. Это означает, что будут разные суды для тех, кто уверовал в Христа, и для тех, кто нет. Итак, последователи Христа будут судимы первыми.

8. Христиане избегнут суда осуждения. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18). Истинный верующий не будет осужден, а неверующий уже осужден из-за своего неверия. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

Истинное покаяние и вера любого человека способны отменить суд Божий и привлечь Божье милосердие. Апостол Павел сказал следующее: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). На самом деле, грешный человек, который приходит к Богу с верой в Его сына Иисуса Христа, принимая Его своим личным Спасителем и Господом, вообще не будет судим за грехи, которые он совершил, т.к. все они навечно сотрутся Богом. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис. 43:25). Верующему человеку не нужно бояться суда осуждения, который постигнет всех неверующих людей.

Итак, если нам не грозит окончательное осуждение, то каким же судом будем судимы мы, христиане? Суд над верующими – это суд, который определит меру вознаграждения за ту жизнь, которую мы провели, находясь на земле. Цель этого суда – не приговор за неправедность, т.к. мы оправданы праведностью самого Иисуса Христа. «Ибо не знавшегогреха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), а справедливое распределение наград между верными слугами Христа. «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:10-12); «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

9. Суд над народами, преследующими Израиль. Сейчас мы не будем детально разбирать эту тему, просто знайте, что это событие произойдет. «Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили» (Иоил.3:1,2); «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:9,10).

10. Суд над теми, кто отверг Христа. Это будет последний суд, который совершит Господь. «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:11-15). Этот суд назван судом Белого Престола.

Окончательное наказание для тех, кто отвергал Бога – вечное пребывание в озере огненном. Только те, чьи имена записаны в Книге Жизни, смогут избежать этого суда. Это имена тех, кто во время своей жизни на земле, посредством своей веры принял милость и благодать Божьего прощения. В последний день Бог может оказаться либо нашим судьей, либо Небесным Отцом, оправдывающим нас через жертву своего Сына. Бог предоставил нам право этого выбора.

Ответы на вопросы и цитаты взяты из учебных пособий пастора Андрея Иванова «Первые шаги с Иисусом» и «Возростая во Христе», если Вы заинтересовались и хотите больше узнать о Христе, скачивайте пособия на нашем сайте абсолютно бесплатно!